Анастасия Волчецкая
Главный редактор FM
Авиационная фанера — это отдельный вид материала, который отличается особенными характеристиками, позволяющими использовать его в разных промышленных сферах. Расскажем, в чем особенности таких фанерных листов, какие у них есть плюсы и минусы.
Авиационной называется фанера, которая сделана из березового шпона и состоит из трех и более слоев. Минимальная толщина такого листа отличается от стандартной и составляет 1 мм, но при этом отличается достаточно высокой прочностью, которая позволяет использовать материал в промышленности.
У данного вида фанеры высокий уровень гибкости при небольшой плотности, а также отличная сопротивляемость механическому воздействию. Другое название материала — дельта-древесина, потому что в березовый шпон добавляется специальный пластик, который улучшает его эксплуатационные характеристики.
Несмотря на то что авиационная выделяется в отдельный вид фанеры, она еще подразделяется на первый и второй сорт А и В соответственно. Листы пропитаны бакелитовым лаком, который еще больше увеличивает прочность листов и их устойчивость к внешнему воздействию.
Есть также отдельные марки, например, БПС-1В, где используется двойная прослойка шпона, предельная толщина листа в данном случае — 10 мм. Другой подвид авиационной фанеры — БС-1, пропитанным смоляным составом СФЖ3011, который выдерживает максимальную нагрузку до 95 МПа.
Также фанерные листы маркируют, исходя из способа обработки поверхности:
Еще одной особенностью материала является то, что она не выпускается в особо крупных размерах, чаще это компактные листы, которые удобно обрабатывать и раскраивать. Ширина таких пластов варьируется от 800 до 1550 мм, а длина — от 1525 до 1550 мм.
Толщина зависит от марки авиационной фанеры. Бакелитовая фанера А и В может быть от 1 до 3 мм толщиной, самая большая толщина у вида БС — до 12 мм, средние показатели у подвида БПС — 2-6 мм.
Основные отличия авиационной фанеры от других видов шпонированных листов, следующие:
Все это делает авиационную фанеру востребованной в различных сферах. Основной минус данного материала — его стоимость, которая значительно выше, чем у других видов шпонированных листов.
Несмотря на название, авиационная фанера применяется не только при создании летательных аппаратов. Хотя изначально она была разработана именно для этой сферы и использовалась для конструирования корпусов самолетов и вертолетов в начале 20 века. Сейчас листы находят применение в различных сферах, в том числе, тех, где используют и другие виды фанеры. Но выбор часто делается именно в пользу авиационной фанеры из-за ее улучшенных характеристик, несмотря на то, что цены материала достаточно высокая.
Основные сферы применения, помимо авиации:
Помимо этого авиационную фанеру часто выбирают для внутренней отделки помещений и создания интересных интерьерных решений.
Таким образом, данный материал является универсальным для производства различных конструкций и решения промышленных вопросов.
Оцените эту статью:
2 оценок, средняя оценка: 5 из 5
Авиационная фанера имеет три основных отличия от обычной: она изготавливается из специальных высокопрочных пород дерева, ее листы charстеризуются малым весом и высокой прочностью для обеспечения легкости конструкций, а также в ее производстве применяются технологии ламинирования и склеивания, обеспечивающие повышенную прочность соединений.
При производстве авиационной фанеры чаще всего используют бук и граб как породы древесины, обладающие высокой прочностью и жесткостью, необходимыми для несущих конструкций летательных аппаратов, а также эпоксидные смолы для наиболее прочного клеевого соединения слоев фанеры и придания конструкции дополнительной жесткости, иногда в состав фанеры вводится стекловолокно с целью повышения ее прочностных характеристик и уменьшения веса.
Авиационная фанера должна полностью соответствовать жестким требованиям и стандартам авиапромышленности в части обеспечения высочайшей прочности и надежности, проходить обязательное лабораторное испытание на прочность и устойчивость к различным воздействиям, а производство такой фанеры сертифицируется с целью гарантировать стабильно высокое и контролируемое качество выпускаемой продукции.
Для обеспечения долговечности и сохранения характеристик авиационной фанеры необходимо хранить ее в специально оборудованном закрытом, сухом и проветриваемом помещении, избегая прямого воздействия солнечных лучей и резких перепадов температуры и влажности, а также строго соблюдать все правила транспортировки и монтажа фанеры, исключившие при этом возможность механических повреждений материала.
Вам будет интересно: